"Приключения на свиноферме" Обзор Amnesia: A Machine for Pigs
Вы любите свинок? Этих толстых, нелепых и смешных животных? Разве можно представить милых свинушек, чем-то злым и уродливым? Вот люди из The Chinese Room смогли. Понятно, что это было сделано в угоду скрытого смысла игры. И вообще она вся пронизана литературной эстетикой, подтекстами, скрытыми символами и завуалированными сравнениями, что хоть книгу пиши. Любому человеку, который увлекается литературой, было бы интересно прочитать произведение по этой игре. Могло получиться, как минимум любопытно. Но отойдём от мечтаний и окунёмся в жестокую реальность. А в реальности мы имеем практически безгемплейный хоррор со свиньями. Причём нестрашный.
Для начала вспомним, чем была первая Амнезия. Это была игра способная по-настоящему напугать. Главному герою Даниэлю приходилось бороться не только с кошмаром, наводнивший замок, но и с самим собой, со своими собственными страхами. Едва увидев монстра, приходилось тут же гасить фонарь и прятаться в кромешной тьме, чтобы вас не увидели. Но тут загвоздка – Даниель жутко боится темноты, и, если долго в ней находиться, то герой постепенно сходил с ума (по экрану начинали ползать тараканы). Но с другой стороны идти напролом не получалось, т.к. Даниель был беззащитен и погибал от пары ударов. Убегать у него тоже получалось не очень: опасность настигала его в два счёта. Игра загоняла нас в жёсткие рамки, поэтому всегда приходилось выбирать из двух зол меньшее, точно рассчитывать время, когда нужно прошмыгнуть мимо. Ситуацию накаляло ещё то, что в фонаре постоянно кончалось масло, а его выдавали не так уж и много. Расточительность была непозволительна. Этим и запомнилась многим Amnesia: The Dark Descent. Она была способна напугать даже неискушенного игрока, а игровой процесс постоянно держал в напряжении. Казалось бы, продолжение должно было унаследовать все достоинства предшественницы и довести до ума некоторые элементы. Outlast был бы положен на обе лопатки. Хоть разработчики сменились, но Frictional Games выступала в качестве продюсера и следила за проектом. Видно не уследила.
Всё, что было в первой Амнезии, здесь просто стёрто и уничтожено. Но обо всём по порядку. Лондон. На дворе 1889 год. Стоит канун рождества и мир готовится вступить в двадцатое столетие. Главный герой, преуспевающий промышленник, Освальд Мандус, подобно Даниелю, приходит в себя в полном беспамятстве. Позже, неизвестный голос сообщает ему, что его дети попали в странную машину, расположенную под Лондоном. Ни секунды не думая Освальд отправляется вслед за своими детьми. Вы не подумайте, сюжет в игре этим не ограничивается, но, если говорить о нём чуть больше, то получится сплошной спойлер. Так что вернёмся непосредственно к гемплею. Его здесь практически нет. Или, если точнее выразиться, он здесь больше созерцательный. На протяжении всей игры, вы будите только ходить и глазеть по сторонам. Больше игра от вас ничего не требует. Основная механика упрощенна до нельзя. Теперь не надо искать масло для фонаря, потому что он здесь не гаснет. Не надо зажигать везде освещение. Освальд не Даниель - храбрости ему не занимать, и темноты он не боится. Встречи с монстрами это вообще отдельная тема и она рассмотрена чуть ниже. Ни инвентаря, ни здоровья, ни показателя психического состояния героя. Ничего не осталось. Вот честно, поставь игру на рельсы и ничего не изменится. Все головоломки (в стиле «подойди и дёрни рычаг») скучны и решаются за минуту. В Амнезии не осталось попросту ничего. Всё либо убрано, либо упрощенно. Непонятно, чего этим хотели добиться разработчики. На первую часть о запредельной сложности или безграмотной механике жалоб не поступало. Так в чём же дело? Если создатели хотели сосредоточиться только лишь на одном страхе и всё убрали, чтобы игроку ничего не мешало, то с поставленной задачей они не справились. Новая Амнезия не пугает и на четверть так сильно, как это делала первая часть.
Хоррор, он на то и хоррор, чтобы пугать. И в первые полчаса A Machine for Pigs это удаётся. Страшный антураж церкви, где свиней приносили в жертву, пугающие визги на заднем плане, ужасающая музыка, резкие землетрясения – это всё пугает, и поначалу думаешь, что дальше тебя ждёт ещё более страшная часть. Ведь встречи с самими монстрами пока не было. И вот этот момент наступает. Виден пробегающий силуэт среди клеток. Становится не по себе. Надо следовать за ним. Вы пробираетесь под истошные вопли жертв, коленки начинают трястись от страха. Слышен ужасающий рык и топот приближающегося чудища. Вы понимаете, что оно позади вас, поворачиваетесь и.… И понимаете, что больше в этой игре вам бояться нечего. Как бы парадоксально это не звучало, но хоррор-игра убивает весь страх именно своими монстрами. Я не знаю, с чем это связанно. То ли в сознании людей образ свиньи закрепился, как что-то милое и смешное, то ли художники и аниматоры сделали нестрашный образ человека-свиньи, но при встрече хочется смеяться. Серьёзно. Перед лицом стоит свинка-качёк, хрюкает и пытается напугать вас. Даже на словах это больше веселит, чем пугает. А, когда ни враги, ни сам игровой процесс нестрашны, то для хоррора это приговор. И добивает Амнезия своёй продолжительностью. Игра спокойно проходится за три часа. И за эти три часа стычек со свиньями происходит четыре раза. Да чёрт с ним с разами, если бы они привносили бы в гемплей хоть что-то. Но нет. При вашем виде свинья начинает протяжно визжать, а вы в это время спокойно пробегаете и враг, теряя вас из виду, продолжает дальше бесцельно блуждать. Надо ли говорить, как это выглядит после Outlast, где враги, увидав ваш силуэт, тут же бросались в погоню и от них так просто не отделаться?
Но вот в чём игре не откажешь, так это в прекраснейшем музыкальном сопровождении. Оно полностью соответствует духу игры, только и пугая в игре (даже от музыки в главном меню уже страшно). Когда спускаешься в лифте, под оперу, то дух захватывает. Именно на музыке держится вся атмосфера игры и страх создаётся с помощью неё же, а не благодаря хрюшкам. Так же хочется отметить очень профессиональный подход разработчиков к литературной и смысловой части игры. По традиции сюжет раскрывается через записки, которые находит главный герой. И написаны они очень искусно, приведены известные цитаты (к сожалению, это не относится к русской версии игры), а задумка игры сама по себе очень глубока. Так что людям, которым нравится искать во всём скрытый смысл, стоит обратить на эту игру внимание. Возможно, они получат пищу для размышлений и найдут своё очарование в новой Амнезии.
А вот тем, кто не любит безгемплейные игры, настоятельно советую держаться от неё подальше. Потому что Amnesia: The Machine for Pigs, лишь тень своёй предшественницы. Проект не состоялся ни как хоррор, ни как игра в целом. И вообще обидно становится за этот жанр. Он постепенно мельчает. Большинство страшилок перекочевывают в инди-сектор, а их старшие братья больше не в состоянии выдать чего-то страшное, не говоря уже об альтернативных средствах наводить ужас на игрока. Новая Амнезия тому подтверждение. Но не стоит забывать, что скоро в игровую индустрию ворвётся Evil Within, который призван вернуть умирающий жанр в высшую лигу. Ну что, Синдзи Миками, не подведи. Вся надежда теперь только на тебя.