Не надо идти в атаку, опираясь только на голую военную мощь.»
Стратегии бывают разные: реального времени, пошаговые, непрямого контроля, глобальные, варгеймы… Казалось бы – ну что нового можно придумать в этом жанре? До тех пор, пока не нашёлся человек – Питер Мулинье - придумавший и создавший не просто новую стратегию, а новый вид игры. То, что теперь называется «Симулятор Бога».
Однако «Богу» Populous - а если быть совсем точным – той, что готовится им стать - в этом самом симуляторе достаётся по полной программе: масса врагов так и норовит сначала уничтожить подданных, а затем добраться и до самого – вовсе не бессмертного! – шамана. Хорошо ещё, что существует множество путей защиты от посягателей на жизнь! Подданные способны превратиться в несокрушимую армию, сметающую всё на своём пути или снабдить своего высокого покровителя достаточным количеством энергии – для атакующих заклинаний. Однако самым главным оружием шамана в Populous:The Beginning являются не молнии или заряды, а заклинания, способные преобразовывать земной ландшафт. Не верите? Давайте посмотрим вместе!
Я не буду объяснять сущность происходящего и общие детали – всё это подробнейшим образом уже рассказано в этой статье – а сразу перейду к описанию и прохождению миссий.
Первые шаги шаман делает далеко не «во всеоружии»: всего-то и есть, что заклинание «Заряд» и несколько рабочих. А между тем на горизонте уже маячат враги – племя Дакини…
Правда, совсем рядом с шаманом есть хижины – уже хорошо! А чуть подальше видны две каменных головы и возвышающийся над островом свод знаний – и того лучше!
Первым делом отправляем всех бездель… э-э… рабочих строить хижины: чем больше жилищ будет построено, тем скорее увеличится количество подданных и быстрее будет увеличиваться уровень маны. К счастью, в начале пути восстановление маны не играет большого значения, так как враги не атакуют; но вот в дальнейшем… Впрочем, не будем спешить.
Оставляем в каждой хижине по паре рабочих – для прироста населения, а остальных отправляем к ближайшей каменной голове – молиться. И получаем первое заклинание терраформирования: «Земляной мост». Причём возобновляемый до тех пор, пока перед его источником будут возноситься молитвы.
Это интересно!
«Земляной мост» - чрезвычайно полезная вещь. С его помощью можно соединить две горных вершины перемычкой, причём с вертикальными стенами, недоступными для подъёма врагов. Или устроить пологий пандус на стратегически важный холм. Создать между четырёх вершин высокогорное плато, недоступное врагам. Устроить проход в каменном хребте, лишь бы центр заклинания – Шаман – и его граница находились по разные стороны от хребта. Наконец, ест возможность провести земляной мост через центр вражеского города: все строения, находящиеся на его пути будут разрушены.
Помимо перечисленных, у «Земляного моста» есть ещё одно любопытное свойство: точка его возможной активации может приходиться на воду чуть дальше береговой линии. Таким образом, любой, даже самый крохотный островок при достаточном терпении шамана и большом количестве подданных может быть увеличен до безграничных пределов.
Желаете «окольцевать» планету? Пожалуйста! Или провести сушу в тыл вражескому острову? Нет проблем!
Вообще-то одна проблема есть: на земле, поднятой из воды, нет деревьев. Так что за единственным быстрорастущим видом ресурсов – экологическая катастрофа нам не грозит! – придётся бегать на изначальную землю. Но это не так уж сложно.
Однако вернёмся к началу путешествия: мост соединил нас со следующим островком, вражеский охранник, не умеющий, подобно всем жителям вселенной, включая шамана, плавать – совершил полёт в воду. Шаман молится перед сводом знаний, и его подданные получают право на строительство казармы для воинов, взамен даря своему лидеру четыре заклинания «Молния».
Вот, собственно, и всё. Осталось направить пару десятков бойцов на вражеский остров. Или шарахнуть по врагу молнией. Или – забросать зарядами: большое количество рабочих будет восстанавливать простейшее из заклинаний почти мгновенно.
Начало и окончание.
Следуем дальше!
Враги стали сильнее: у них есть воины и даже охранная башня, пока недоступная нашему шаману. Рабочие строят побольше хижин и казарму для воинов, а шаман тем временем молится тотему, получая в награду мост к каменной голове. Голова подарит нам три заклинания «Смерч» - совсем неплохо!
Тренируем воинов и во главе с шаманом отправляемся «грабить» свод знаний. Не стоит тратить смерч на башню с простым воином, её уничтожат и так. Увы, заклинания «Земляной мост» в арсенале шамана нет, разрушить с его помощью дома не получится.
Зато у нас появилось заклинание «Рой», приводящее в ужас любых врагов и заставляющее их на время забывать обо всём.
Скорее всего, наши бойцы тоже ударятся в панику под действием вражеской магии.
Но шаман Матак будет унесён смерчем в океан, и в нашем маленьком посёлке наступит праздник победы.
У врага появилась возможность строить храм и обучать проповедников; а это значит, что наш кандидат в Боги находится перед лицом страшной угрозы. Ведь единственный проповедник, если ему не помешать, легко переманит на свою сторону сразу всех рабочих!
На данном этапе помешать проповеднику может либо шаман, либо свой проповедник. Поэтому идём молиться к тотему и приводим в действие «Земляной мост» - в качестве разрушителя. Шаман совершает налёт на свод знаний, и его рабочие получают возможность строить храм.
Обучаем полтора десятка проповедников и через тот же проход в горах заходим в тыл вражеской базы.
К тому моменту, когда шаман Чумара поймёт, что дело нечисто и двинется вперёд, у него уже почти не останется подданных. Если хотите, помогите рукопашному бою при помощи «Зарядов».
Изначально нам даётся свой свод знаний, благодаря которому племя получит возможность возводить сторожевые башни.
Это интересно!
Едва ли не главное её достоинство охранной башни – возможность строить здания вдали от святого места. Вначале отстраиваем её, затем рядом строим дом, после чего ненужную башню можно разобрать на стройматериалы.
Проповедник, посаженный в башню посреди города, практически сводит «на нет» попытки «охмурения» своих рабочих вражескими идеологами. Шаман значительно увеличивает радиус действия заклинаний. А если возвести башню на холме, то мы получим сразу две выгоды: крайне затрудним врагам атаку и сможем держать «под огнём» очень большую территорию. Правда, у башни есть один очень крупный недостаток – если нас атакуют враги, или достоинство – если мы атакуем их: при попадании в неё молнии сидящий в башне боец или шаман стопроцентно погибают.
Каменная голова даёт шаману четыре заклинания «Просвещение», позволяющих «вербовать» на свою сторону диких людей.
С помощью новообретённых рабочих отстраиваем башню, рядом с ней - храм; после окончания его строительства отправляем всех рабочих учиться на проповедников.
Далее возможны два или даже три варианта действий. Первый – путь врага к нашей базе проходит по узкому перешейку. Блокируем перешеек проповедниками и на холме рядом с ним возводим башню. Шаман зарядами убирает охрану от свода знаний, вооружается молнией и начинает терроризировать врагов с недосягаемой дистанции.
Второй вариант – создаём огромное войско из воинов и проповедников и бросаем его в атаку на вражеский город. (Долго; и не соответствует тактике Сунь Цзы.)
Третий вариант – проповедники в количестве 10-15 человек подходят к своду знаний и «охмуряют» охрану. Бегущие на шум рабочие также садятся послушать интересное чтение; а шаман тем временем получает «Молнию».
Затем толпа сагитированных в сопровождении проповедников врывается в чужой город, занимаясь каждый своим делом, а шаман отыскивает вражеского предводителя и бьёт по нему «Молнией». Первый и третий варианты вообще не предполагают наличия воинов в вашем войске, их проще завербовать у врага. На этом шутки и тренировка заканчиваются, наступает время первого серьёзного испытания.
Терпеть не могу миссий на время, но что же делать? Условия задаём не мы. Главная цель – успеть за отведённое время подобраться к каменному идолу, находящемуся возле границ вражеской базы и помолиться на него.
У нас всего четыре воина и шаман, строения где-то за морем, зато в наличии тотем и каменная голова. Шаман ублажает голову, все воины умоляют тотем о помощи.
Каменный истукан дарит шаману заклинания «Просвещение». Бегом на башню, и применяем заклинание на дикарей. С этого момента сценарий может развиваться по трём вариантам.
Первый: рабочие молятся у тотема, один из них садится в полученную лодку и плывёт к шаману.
Остальные возводят на месте тотема башню, строят рядом с ней два дома и разбирают башню на стройматериалы. Рабочий с шаманом окольным путём пробираются к берегу, по которому бегает группа вражеских караульщиков. Применяя «Заряд» - все остальные заклинания должны быть отключены – шаман сбивает патрульных в воду; улучив момент, высаживается и идёт молиться к идолу.
Второй вариант: воины продолжают молиться тотему и получают мост. После чего бегут по нему и начинают молиться второй каменой голове. Шаман с рабочим плывут к холму с идолом, но не атакуют караульщиков, а высаживаются с другой стороны холма. Воины вымаливают два «Земляных моста», шаман поднимается на холм со стороны моря и вторым заклинанием отрезает врагу доступ.
После чего «Зарядами» сбрасывает охрану в воду и поклоняется идолу.
Третий вариант: все рабочие переплывают пролив, бегут по мосту с воинами и начинают учиться на проповедников.
Воины выпрашивают два моста у каменной башки; ещё один, на холм – у тотема. Весь отряд поднимается на холм, расправляется с его охраной и тихонько отбегает в сторонку. Враги не стерпят такого нахальства и побегут в атаку… на ваши строения! Чуть не забыл – всё это время у шамана должна заряжаться только «Молния».
Предводитель Дакини сидит в башне, карауля проход, но получает высоковольтный удар и погибает.
Отряд несётся через вражеский город по направлению к идолу, по дороге нейтрализуя активных врагов проповедями и расшвыривая их «Зарядами».
Это важно!
Откуда вдруг взялись «Заряды», если готовилась только «Молния»? Вражеский шаман после гибели «дарит» запас своей маны вашему победителю, и несколько заклинаний заряжаются почти мгновенно. Не упускайте такие моменты в будущем, иногда они очень помогают в бою.
Блокируем подъём, поклоняемся идолу и знакомимся с одним из самых сильных заклинаний игры – «Ангелом Смерти». Следующая встреча с ним произойдёт не скоро!
Вы верно поняли – на этой планете мы наконец-то добудем одно из главных заклинаний терраформирования и тектоники: «Земляной мост». Ради такого стоит повоевать!
Разумеется, заклинание находится на территории врага, за морем, а пока что нам доступно «Просвещение». Просветив пару десятков дикарей на восток от святого места, шаман направляет их к ближайшей каменной голове.
Такой визит очень не нравится шаману жёлтых Чумара, и она идёт «на разборки», видимо, стараясь предотвратить будущие проблемы.
Это важно!
В дальнейшем любое поклонение тотему, идолу или каменной голове будет вызывать немедленные яростные атаки врагов, как на поклоняющихся, так и на их город. Поэтому стремитесь предварительно защитить молящихся, поставив пару башен с охраной, или, если это возможно, сделав объект поклонения недоступным для врагов.
И она опасалась не зря: отбившись от роя, рабочие продолжили своё дело и добыли для шамана три заклинания «Болото» - абсолютное диверсионное оружие!
Предводитель Чумара (как и все остальные) имеет скверную привычку ожидать действий в одном и том же месте. Нашему шаману остаётся незаметно подкрасться и поместить врага в болото.
После чего, если хотите, добавьте сверху ещё пару этих заклинаний. Дело сделано – какое-то время можно не опасаться атак жёлтых Чумара, периодически получая ману от вновь утонувшего в болоте шамана.
Тем временем в нашем городе продолжается лихорадочное строительство хижин и башен по вершинам окружающих холмов. Проповедники небольшими отрядами блокируют проходы к городу, стоят в его центре и сидят в башнях, ожидая врага. А враги не замедлят появиться: племени зелёных Матак стало скучно на своём острове, их шаман поднял мост через пролив и пожаловал в гости. «Что, гости?! Что им тут надо?! Пусть только попробуют наступить… э-э… напасть на мой город – и я убью их!»
Гости выпровожены восвояси, и наши проповедники во главе с предводителем отправляются с ответным визитом. Охранная башня разрушена, каменная голова получает свою порцию почтения и дарит в ответ три заклинания «Гипноз».
Это интересно!
«Гипноз» - крайне любопытное заклинание. Вообще-то оно относится к временным, но если загипнотизировать вражеских проповедников, а те, в свою очередь, «задурят» головы воинам или рабочим врага, то по окончании действия «Гипноза» проповедники станут враждебными, а «охмурённые» ими бойцы так и останутся под вашим контролем.
Ещё более интересно «Гипноз» воздействует на последних подданных вражеского шамана, не успевшего воскреснуть после гибели. Враги переходят под ваш контроль, у чужого шамана не остаётся подданных, и ему засчитывается поражение! После чего загипнотизированные навсегда становятся вашими последователями. Последнее, кажется, не имеет практического смысла: за исключением одной миссии. Но не будем забегать вперёд!
Окольными путями подбираемся к своду знаний, проповедники занимаются охраной, а шаман – добывает «Земляной мост».
Отряд потихоньку начинает громить вражеский город, переманивая на свою сторону всё больше врагов. Шаман поднимается на холм и «Молнией» уничтожает вражеского предводителя. Молитва очередной голове позволяет получить нечто уж совсем фантастическое: заклинание «Огненный дождь».
Это интересно!
Собственно говоря, с момента получения «Земляного моста» существует два варианта действий. Первый – разносим город зелёных Матак, после чего принимаемся за жёлтых Чумара.
Второй – возвращаемся домой и поднимаем мост к небольшому островку у побережья. Молитва перед тотемом соединит мостом земли наших врагов, и они начнут атаковать друг друга. После чего останется добить ослабленных раздором врагов. Выбирайте любой из вариантов!
Можно тотчас применить «Огненный дождь» на город Матак, но стоит ли – они и без того почти разгромлены. Добиваем врага и возвращаемся в свой город: строить мосты. Для начала шаман выравнивает все окружающие город холмы, делая их стены вертикальными и неприступными. Затем поднимаем мост в направлении ближайшей самой высокой вершины. Если дальности заклинания недостаточно – возведите башню. Опять не хватает?
Подвигаем вперёд всю линию холмов!
Это интересно!
Обычно «поднятый» край холма или стены неровный и имеет множество выступов. Отходим вдоль края подальше и применяем «Земляной мост» на самый кончик выступа. (Разумеется, выступ должен быть на вершине стены, в противном случае вы её понизите.) Как правило, ширина стены увеличивается. Заходим с другой стороны и воздействуем на другой выступ. Таким способом (очень похожим на увеличение площади острова в первой миссии) удаётся продвинуть вперёд всю стену. Однако будьте осторожны и не окажите себе «медвежью услугу»: если на пути продвигаемой вперёд стены окажется невысокий холм, враг автоматически получит пологий подъём на вашу стену. Впрочем, если есть время и мана, стена успеет поглотить холм, лишь бы он не был слишком протяжённым и высоким.
При должном умении линия неприступных мостов подвигается к самому краю вражеского города и на него обрушивается электрическая буря из множества молний (достаточно попадания одной молнии в любое строение, чтобы вывести его из строя) и «Огненный дождь». Затем следует атака проповедников. Как правило, вражеский шаман уже успел осушить болото и сидит в башне – на том же месте. «Молния» - и наступает всеобщее веселье наших подданных.
Не наступило? Значит, где-то спрятался последний из оставшихся в живых вражеских рабочих. Пока он цел, шаман Чумара имеет право на возрождение. Отыщите выжившего и празднуйте победу.
Нам противостоит лишь одно племя – Чумара. Как обычно, начинаем возводить город, не забывая проповедников: храм желательно возвести побыстрее. Острова на этой планете по своей форме напоминают две двузубые вилки, направленные остриями друг к другу.
А посередине между зубцами вилок – лакомый кусочек; островок с каменной головой. Поднимаем мост, но не поклоняемся голове, а сначала возводим на краю островка башню и заряжаем «Молнию». Шаман взбирается на башню и отдаёт приказ молиться. Как и следовало ожидать, предводитель Чумара тут же двинется вперёд, чтобы помешать поклонению – и заработает удар электричеством. А наш шаман получит два заклинания «Эрозия».
Через некоторое время обидевшийся враг соединит зубцы вилок земляными мостами и начнёт атаку невидимыми воинами. Впрочем, невидимы они не постоянно, а до момента ведения активных действий. Добро пожаловать в наш город – проповедники давно наготове.
Далее возможны два варианта действий. Первый – с помощью «Эрозии» топим оба земляных моста, накапливаем силы, поднимаем посередине свой мост и всей армией обрушиваемся на врага.
Второй вариант: шаман блокирует левый проход, создавая на пути врага вертикальные стены. (Если узенький проход вдоль берега всё же останется – занимаем его проповедниками.)
Затем идёт к правому, разгоняет патрульных, вступает на вражескую территорию и «Эрозиями» топит мост, ведущий к святому месту Чумара. После чего остаётся подкараулить и убить вражеского предводителя, нейтрализовав его.
Обучаем пару десятков проповедников и наносим врагу идеологический визит: шаман заблокирован на острове и ничего не может предпринять. Осталось подобраться к нему поближе при помощи «Земляного моста» и применить «Молнию».
В итоге мы получаем заклинание «Невидимость». Честно сказать – я никогда его не использовал, предпочитая тратит ману на более эффективные действия.
РАЗДЕЛЕНИЕ КОНТИНЕНТОВ
Почему разделение – я так и не понял. Впрочем, это не важно; гораздо важнее другое – опасность велика, как никогда. В своде знаний Дакини находятся чертежи казармы огненных воинов: дистанционных бойцов. Противопоставить их атаке нечего, так как они просто не подпустят к себе ни шамана, ни проповедников, ни воинов.
Действуем, что называется, «по наглому»: едва попав на планету, шаман бросает все дела и отправляется к своду знаний. Отключив все заклинания, кроме заряда. Успели? Очень хорошо, но обратный путь, скорее всего, заблокирован. Однако заряд поможет отбиться от вражеских воинов. Пол дела сделано!
Вновь отключаем все заклинания, кроме «Земляного моста», и поднимаем шамана на вершину одного из холмов, расположенных по обеим сторонам прохода, ведущего к позициям Дакини. Тем временем рабочие в лихорадочном темпе строят хижины и возводят казарму огненных воинов.
Зарядив два «Земляных моста», шаман должен использовать таким образом, чтобы создать между холмами перемычку двойной ширины.
Это важно!
Атака врага последует очень быстро, и если перемычка узка – предводитель Дакини попросту снесёт её своим «Земляным мостом». На широкую перемычку он наложит пандус, но по нему ещё нужно подняться – под огнём ваших воинов.
Десятка огненных воинов, расставленных по краю перемычки, должно хватить для отражения атак. Пару раз уничтожьте вражеского шамана, и он перестанет вас беспокоить.
Полетайте, ребята!
Зато теперь атаки начнутся с тыла! Шаман по-прежнему заряжает только «Земляные мосты» и обустраивает территорию вокруг города. Как только его со всех сторон окружат стены, можно начинать подготовку к атаке.
Неплохо получилось!
Ближняя каменная голова содержит заклинание «Волшебная защита» - никогда не использовал; зато дальняя – «Торнадо». Последний хорош тем, что с высокой вероятностью полностью уничтожит строение, а если повезёт – прихватит на своём пути ещё пару.
Пробраться ко второй голове можно быстро: подготовив отряд проповедников и огненных воинов, идите к ней и будьте готовы к жестокой атаке со стороны врага. Второй путь очень медленный: тянем к голове земляные мосты и поднимаем её над местностью. Вам решать!
Теперь, когда всё готово, очищаем высокий холм от патрулей врага, выравниваем его склоны, чтобы исключить подъём диверсантов; и устраиваем тир: противник – как на ладони.
Действительно, туман… Проклятый «туман войны». Святое место – на низком берегу, зато рядом – высокий холм. Отлично! Зарядив пару «Просвещений», отключаем их и поднимаемся на холм – готовить плато для города.
Очень полезно отправить нескольких рабочих на обследование территории. Через какое-то время злобные Чумара во главе со своим шаманом высадят десант – у них есть лодки. (Не пропустите момент и захватите хотя бы одну из них!) Причём высадка десанта закончится пробуждением вулкана на территории нашего города.
Это интересно!
Если город к моменту пробуждения вулкана сосредоточен около святого места – почти все постройки будут уничтожены: конус вулкана разрушает всё вокруг, а затем ещё и дожигает лавой. Но взамен вы получите удобный холм, чуть позже на нём даже деревья появятся. Вызванный в городе на плато вулкан менее эффективен, чем на равнине: просто во все стороны растечётся лава и подожжёт дома, которые далеко не всегда сгорают дотла. Это одна из причин, по которой город должен быть расположен максимально высоко.
Второго вулкана, скорее всего, не будет: спокойно занимайтесь строительством. Теперь Чумара пойдут в атаку сухопутным путём, через перевал. Это место легко определяется разведчиками: как только они наткнутся на вражеских патрульных под горой. Готовим огненных воинов и расставляем на краю подъёма. Идеальный вариант расположения города – на длинном плато, оба подъёма на которое защищены огненными воинами.
Самое время проверить, что скрывает в себе каменная голова на отдельном острове. Вулкан, конечно. А вторая – землетрясение, тоже неплохо.
Далее возможны два варианта атаки: собираем крупную армию и идём «в лоб». Либо не спеша тянем земляные мосты и изводим врага атаками сверху.
В любом случае вы получите возможность строить верфь. Но, как правило, лодки гораздо проще захватывать у врагов.
Неслыханное коварство! Вершина подлости! Шаман Матак топит наш город с помощью «Эрозии»! А-а-а! Мы все умрём! Спокойно, без паники.
Прежде, действительно, несколько раз умирали; но не теперь. Одна лодка уже есть, быстренько сажаем в неё шамана и проповедников, одновременно отдав приказ на строительство второй. Причём, пока один рабочий торопливо заколачивает гвозди, остальные рубят дрова и подносят к верфи – чтобы ему не пришлось бегать за ними. Во вторую лодку сажаем воинов и рабочих, отплываем. Всего и осталось, что крохотный кусочек суши неподалёку; плывём к нему. Уничтожаем охрану, молимся перед тотемом: в наше распоряжение выдаётся остров и включается обратный отсчёт. Опять! Нужно построить пару лодок и десяток проповедников, доплыть до вражеского острова, высадиться и помолиться тотему.
Но это стандартный, ожидаемый вариант развития событий!
Неожиданный вариант: плыть? Зачем плыть? Бегом все под берег, там есть место, которое не затронет эрозия! Шаман, отплывший на лодке, отключает всё, кроме земляного моста.
Спустя время заходим противнику в тыл, высаживаемся, делаем аппарель и лишаем Матак всех рабочих: умеют говорить проповедники! Перевозим на нашу землю своих бойцов из-под берега.
Далее всё совсем просто: молнии, огненные воины и победа. Что характерно – никакого отсчёта времени!
Третий вариант – заряжаем молнию и выбиваем шамана Матак из башни. Подплываем на лодке, высаживаем рабочих и рубим лес.
Поднимаем землю и отстраиваем город, прямо у подножия вражеского острова. (Там же, где находился затопленный – вернём Атлантиду!) Отвозим лес к островку, возводим башню и начинаем поднимать землю с помощью «Земляного моста», соединяя два острова в один. Повторяем предыдущий сценарий. И опять – никакого обратного отсчёта.
Это интересно!
После победы над врагом наш шаман может подплыть к островку и помолиться у тотема – из глубин поднимется остров и поступит в наше распоряжение, но часы не включатся. Можно даже поклониться второму тотему, на бывшем острове Матак; произойдёт неполная катастрофа.
Не волнуйтесь, никто не погиб!
Если не успеть разделаться с врагом до окончания отсчёта времени при стандартном прохождении, то остров тонет и все погибают. Меня занимал вопрос: а что случится, если я построю все необходимые здания на поднятой земле, то есть – не принадлежащей к всплывающему острову? Увы, как только закончилось отведённое время, все мои постройки взорвались, а люди погибли –
Два противника – Чумара и Матак – сговорились разделаться с непокорными. То есть – с нами. Ура, местность изобилует холмами! Все рабочие строят хижины, а шаман, пару раз применив «Просвещение», поднимается на ближайший холм и начинает огораживать город земляными стенами.
Для защиты от врага в первую очередь необходимо обучить десяток проповедников: огненные воины хороши, когда стоят на возвышенности, но до этого пока далеко.
Первый мост, второй, третий и вот уже территория отгорожена стенами. Постепенно все полые места заполняются землёй, и готово – мы на плато.
Это интересно!
Плато – это здорово, но что делать с постройками, находящимися внизу? Если получается провести земляной мост через середину хижины, то как правило, её удаётся поднять вверх неповреждённой. В случае, когда это невозможно – отдайте приказ рабочим разобрать строение: по крайней мере, стройматериалы сохранятся. («Кликните» правой кнопкой мыши на здание, над ним появится значок, «клик» по нему отдаст приказ на демонтаж.)
Накапливаем последователей до максимального числа – 199; мана восстанавливается довольно быстро: и беспрерывно подвигаем плато в сторону Матак. А они, между прочим, в низине! На пути оказывается каменная голова, нужно использовать.
Из личного опыта:
Я послал два десятка последователей молиться, а сам занялся делами на другом конце плато. Нельзя было забывать о том, что любая молитва вызывает агрессию врага! Поклоняющиеся оказались чересчур близко к краю обрыва, вражеский шаман подобрался и наложил на них пару заклинаний «Болото»: все умерли. По иронии судьбы эта голова содержала такое же заклинание, и мой шаман чуть позже использовал его против врага.
Но вот, наконец, обрыв приблизился едва ли не вплотную к позициям врага, рабочие отстроили на его краю пару башен, и шаман начал расстрел врага: весь город был в пределах досягаемости. Для подхода к своду знаний опустили земляной пандус, защищённый впоследствии «Болотом» - на всякий случай.
Теперь можно заняться Чумара! Также продвигаем в их сторону земляные мосты – через пролив к ближайшим вершинам. Поднимаем каменную голову на плато и молимся, получая три (на мой взгляд) самых полезных заклинания в игре: «Выравнивание».
Это интересно!
Будучи применённым на край обрыва, сверху вниз, «Выравнивание» увеличит площадь плато. Или сделает пологий холм башней с вертикальными стенами и плоской верхушкой, подняв вверх и деревья. Или вместе с участком земли поднимет на обрыв ваш отряд.
Практически теряет актуальность «Земляной мост»: «Выравнивание» позволяет двигать свою землю от любой высокой точки в любом направлении на любое расстояние. Правда, «Земляной мост» заряжается быстрее и скорее перекрывает расстояния – лишь бы в пределах досягаемости были две высокие точки.
Если же применить «Выравнивание» на воду рядом с вражеским побережьем, можно неторопливо и методично утопить весь город: погрузив под воду несколько участков, продвигаем вперёд свою землю – с помощью того же «Выравнивания» - и продолжаем «утопление».
Тремя заклинаниями врага не утопить – увы. Поэтому продвигаем своё плато ближе к чужому городу, опускаем пандус – предварительно уничтожив патрульных – и наносим визит. Впрочем, можно поберечь «Выравнивание», и поднять грандиозный столб прямо посередине вражеского города – бей на выбор, шаман!
После победы книга заклинаний дополнится «Гипнозом».
Да, против нас ополчились все три племени. Но я всё же скажу, что название миссии на этой планете – чересчур самонадеянное. Быть может, враги имели в виду себя?
Сухопутного пути на наш остров нет, и он – как по заказу! – окружён высокими холмами. Чего же ещё? Заряжаем «Земляной мост» и поднимаемся на ближайшую вершину. К моменту, когда противник опомнится, наш остров будет представлять собой сплошное плато, не очень доступное для атак с моря.
Правда, Чумара поднимут пандус, но он будет под прицелом наших огненных воинов. К тому же Чумара подвергнутся атакам со стороны Матак и Дакини…
Просто мечта любого стратега: враги, вместо того, чтобы объединиться, выясняют отношения друг с другом! Копим силы и начинаем тянуть мосты к ближайшему холму. Поднимаем наверх свод знаний Чумара и получаем возможность строить школу шпионов.
Это интересно!
Что может шпион? Только одно – поджечь вражеские строения. Если успеет добежать, конечно. По открытой территории к вашему городу приближается несколько ваших рабочих, не реагирующих на команды? Будьте уверены, это – шпионы. Но нельзя же всё время оглядывать территорию и караулить Бондов! Поэтому, скорее всего, вражеские шпионы доберутся до вашего города. А вот наши каким-то непонятным образом легко перехватываются врагом. В общем, я никогда их не использовал, а если в плен попадали чужие шпионы – переучивал в проповедников.
Продолжаем подвигать стену дальше и добираемся до территории Дакини. Огненные воины отстреливают всех, кто пытается приблизиться к барьеру, шаман повсюду рассыпает молнии и расставляет болота. Разгром противника идёт полным ходом, как вдруг…
Из личного опыта:
Из боя меня выдернуло сообщение о сражении с Матак и работе их проповедников против моих рабочих. О ужас – по городу носилась толпа замороченных рабочих, снося всё на своём пути, в сопровождении вражеского шамана. Тем, кто посмел сопротивляться, «промывали мозги» вражеские идеологи. С трудом отбив нападение и потеряв при этом изрядную часть зданий и рабочих, я выяснил картину происшедшего. Поднимая земляные мосты, неосторожно оставил у их подножия крохотные полоски земли, что дало возможность Матак высадить десант. Их шаман применил «Эрозию», в клочья разнеся храм вместе с резервом проповедников.
Увлекись я чуть больше, пришлось бы начинать всё с начала.
Отбил нападение, восстановил целостность плато и вернулся к Дакини, почти ничего не успевшим построить за это время – помешали болота. Красные повержены, а шаман получил «Смерч» - самое мощное точечное заклинание для уничтожения вражеских зданий. Впрочем, против больших отрядов врагов оно тоже неплохо действует.
На территории Дакини была захвачена лодка, и шаман оправляется в рейд по тылам Матак. Обезопасив подходы к своду знаний болотом, получаем «Эрозию» и обрушиваем на врага буйство стихий: смерчи, молнии, утопление. Едва возникший из небытия вражеский предводитель тут же отправляется туда, откуда пришёл – при помощи «Молнии». Действительно, лёгкая мишень…
Враги научились летать! Не от наших метких выстрелов – на воздушных шарах. Правда, всего по двое на каждом, зато – на множестве шаров. Срочно нужны зенитчики!
Чумара не слишком долго удавались их воздушные налёты: огненные воины, стоящие на земле, очень быстро выбивают врагов из корзин, причём упавшие в большинстве случаев погибают. Всё хорошо, защита работает, можно обустраивать территорию. Как вдруг хижины начали вспыхивать одна за другой, а город наполнился вопящими от ужаса рабочими. Шпионы! Шпионы на воздушных шарах!
Огненные воины и не думали вести огонь по синим шарам, а выпрыгивающие из корзин шпионы один за другим поджигали дома. Пока дом не восстановлен после пожара, в нём никто не живёт. И значит – мана не восстанавливается. Все на ремонт! Едва ремонт закончился – новый налёт шпионов. Так не пойдёт!
Пришлось прибегнуть к старому испытанному способу – обучить множество проповедников и поставить по одному позади каждого строения. Шпионы доставали спички, но, привлечённые чтением, садились послушать: и, вдохновлённые, шли переучиваться на проповедников.
Продолжаем выравнивать территорию – она хоть и расположена на возвышенности, но очень изрезана. Этим я и занимался, пока не пропустил атаку Матак. Пехоту остановили проповедники, но среди пехотинцев находился вражеский шаман, применивший «Землетрясение»…
Из личного опыта:
Не знаю, каким образом это получилось, но землетрясение пережило всего трое рабочих. Наверное, кинулись ремонтировать храм и сгорели. Возникла нешуточная проблема: не только остановился приток маны – перестали появляться новые рабочие! Отправил по домам половину оставшихся проповедников и огненных бойцов; заклинания потихоньку начали заряжаться. Но прироста населения по-прежнему нет! Оказалось, что в каждой хижине помимо проповедников и воинов должен быть хотя бы один рабочий, лишь в этом случае дело пойдёт. Пришлось включать «Просвещение» и буквально охотиться за единичными оставшимися на карте дикарями.
Всё готово: плато выровнено и расширено, заклинания заряжены, охранные башни нависают над территорией врага. Матак утоплены «Эрозией», унесены по воздуху «Торнадо», поражены «Молнией», а мы получили «Землетрясение». Пора заняться каменными головами! Возведены мосты, головы подняты на плато и активированы.
Шаман садится в корзину и отправляется в воздушный рейд к Чумара. Однако те не теряли времени даром; город патрулирует огромное количество огненных воинов. Мой шаман успел три раза погибнуть, прежде чем подобрался к врагу с тыла и активировал «Вулкан», получив тем самым очень удобную точку атаки посреди вражеского города – выстрелы огненных воинов не залетают высоко. Не дав врагу опомниться, на него пролился «Огненный дождь», произошли «Землетрясения», образовались «Торнадо».
Остров был очищен от людей и строений, лишь шаман Чумара упорно преследовал наш воздушный шар. После долгих поисков (с помощью глобуса!) у отдалённого побережья был обнаружен последний выживший воздухоплаватель. Мы получаем возможность строить аэропорт и празднуем победу.
И верно, повсюду. Что хуже всего – Матак прямо над нашими головами, надо ожидать атаки огненных воинов. Местность низкая и изрезанная, но два других племени сумеют атаковать нас и по ней. Надо бежать, но куда?
Впрочем, куда – известно, подсказка дана в самом начале – к каменной голове. Нам понадобятся два заклинания «Земляной мост», заряжаем только их. И отряд из рабочих и проповедников – храм строим раньше хижин. Параллельно с мостом шаман заряжает «Просвещение» и вербует диких, их много вокруг. Зарядился первый мост – тянем его вдоль стены к голове.
И второй – тоже. Все жители покидают город и идут туда же. Половину подданных ставим между Гловой и стеной, вторая половина – молится. Сохраняем игру. Если всё пойдёт как надо, наш отряд поднимется вверх и получит «Ангела смерти» - давно не встречали! Сохраняем игру ещё раз.
Рабочие начинают возводить башню и хижину на месте подъёма, шаман запускает «Ангела смерти» (проделав это, несколько мгновений не предпринимайте никаких действий – сюрприз!), проповедники атакуют врага.
Из личного опыта:
Я поднялся наверх, половина молящихся, включая шамана, упала с выступа – загрузка игры. Победил Матак – в живых, кроме шамана – один рабочий. Загрузка. Ещё победа, рабочих – достаточно, но тут по воздуху прилетел шаман Дакини и убил моего молнией. А святое место – внизу. Загрузка. И ещё раз. В конце концов, шаман успел спрятаться в дом и пережил удар молнии, а к моменту второго визита красных вдоль обрыва стояли огненные воины.
В бою принимал участие и шпион – единственный раз! Он примчался в мой город, когда все ещё происходило внизу, и был завербован. Наверху он сумел поджечь пару домов, но при следующей загрузке игры - обнаружен и уничтожен.
Вот и славно! Атака по воздуху идёт по одному направлению, уже блокированному, никто больше не может к нам подобраться, а шаман получил заклинание «Выравнивание» - наконец-то! Поднимаем наверх святое место – на всякий случай.
Собственно, на этом – всё. Численность населения достигает предела, выдвигаем в сторону Дакини даже не мост – горный массив – и начинаем топить.
Получаем заклинание «Огненный дождь».
Таким же беспощадным образом разделываемся с Чумара, пополняя свой арсенал «Магической защитой».
Я никогда не применял это заклинание: оно полезно, если толпа налетает на вражеский город. Зачем? Магией их, магией! Идём дальше.
Вот это номер! Шаман в тюрьме! Надо успеть освободить! За отведённое время, конечно же… Рабочие строят лодки, чтобы поместилось десять проповедников, по пять воинов и огненных воинов. Минуя сторожевые башни на крохотных островках, высаживаемся на большой берег. (Впрочем, одну из башен, крайнюю левую или правую лучше обезвредить, выгнав из неё воина – чтобы не мешал.) Каждый занят своим делом, воины ломают тюрьму. Шаман свободен, время остановилось. Можно вернуться назад, развить город, собрать большую армию, но зачем?
Молимся тотему и пробуждаем у врага вулкан. Самая короткая миссия. (Ага. Когда известно, что и как нужно делать. То-то было проклятий при первом прохождении!)
Опять против нас три врага, и все жаждут крови. Нашей, наверное. Впрочем, и друг другу спуска не дают. Важнейшая задача – укрепить стену, отделяющую нас от Матак. В противном случае их шаман проломит её и придёт в гости. Но на широкую стену – только поднимет пандус, а мы его тут же выровняем.
После чего о зелёных можно на время забыть. Наверняка придётся отбивать несколько атак Чумара и Дакини – прежде, чем вы сумеете поднять стены вокруг города и начать стройку на плато. Но коварные Дакини тоже возводят строения на плато! Непорядок…
Идём в гости, уничтожаём всё и вся и делаем стены вертикальными.
Смешно – Дакини не оставляют попыток построить
Это интересно!
Самые бурные сражения врагов друг с другом происходят у одинокой каменной головы: кажется, именно в ней находится бесконечное заклинание «Жажда крови». Вытягиваем в эту сторону каменный «аппендикс» и топим землю вокруг головы. Неуёмные враги продолжают молиться, высаживаясь с воздушных шаров! Ставим перед головой десяток болот – паломничество прекращается.
Проповедники охраняют базу от проникновения враг по суше, огненные воины стерегут воздушное пространство, рабочие сидят по домам и генерируют ману, шаман при помощи заклинаний издевается над врагами. Можно и «Ангела смерти» применить, хотя особой нужды нет – всё и так ясно.
«Срединные земли»? Хм… Надеюсь,
То же самое произойдёт и здесь. Разумеется, в общей свалке победит тот, кто лучше подготовится и опровергнет высказывание Сунь Цзы, подтвердив другую цитату: «Бог всегда на стороне больших батальонов».
С чего начнём? С защиты, конечно – сделаем стены вертикальными со всех сторон, и по морю не приплывёт никто. Пришли по суше? Надоели, утопим! Пока не всех – сил не хватит, но перешейки утопим обязательно. По крайней мере, ведущие к нам; а друг с другом - пускай дерутся.
Далее возможны три варианта событий: развиваем максимальную армию, 2/3 которой должны составлять воины (они понадобились впервые!), 1/3 - огненные воины. Поднимаем мост, молимся и устраиваем бой. Второй вариант: ослабляем врага магией, топя его территорию и сокращая численность живой силы, затем вызываем всех на бой.
Третий вариант – просто топим всех врагов в море. Вам решать!
Это интересно!
Не забудьте сохранить игру перед тем, как применить «Армагеддон»! Совсем недавно я наблюдал за игрой друга; армия «синих» имела численное преимущество над всеми остальными. Когда сражение уже почти завершилось победой, прилетевшая неизвестно откуда молния убила «синего» шамана. Итог: в середине чаши – войско победителей, по краям – шаманы врага. Игра повисла…
Кто же так молится? Учитесь!
Зато уж какой праздник начнётся после победы!
Всё интересней и интересней… Боба Фетт, что ли? Или Рик Декард? Наверное, всё-таки наш шаман. Что же, поохотимся…
Вот только охота получается странная: едва немного отстроились, поднялся мост от Матак, приплыли на лодках Чумара, прибежали Дакини. И – всё. «Начать уровень сначала».
Из личного опыта:
В предыдущих прохождениях мне обычно удавалось закрепиться на возвышенности слева от святого места. Или – переплыть пролив слева же и закрепиться там. В этот раз генератор случайных чисел разносил мой город несколько раз подряд, прежде чем я нашёл решение. (Тем более обидно, что совсем недавно я наблюдал за игрой упомянутого друга – он без проблем перенёс город на холмы слева от святого места.)
Я попробовал отыскать недоступное для врага место: не очень простая задача, учитывая «туман войны», но отовсюду меня обстреливали. Пока севернее святого места не обнаружилась одинокая скала… Посадил в лодку четырёх рабочих с вязанками дров, доплыл – никого. У подножия росло единственное дерево, тотчас же срубленное – вырастет вновь, а стройматериалов много не бывает. Используя «Выравнивание» - остальные заклинания временно отключены - поднял всех на вершину и приказал строить башню.
Вон там, на горизонте, дымок - туда и спрятался шаман.
Тем временем рядом со святым местом выстроили храм, казарму огненных воинов и в спешном порядке отстраивали хижины. Последовала атака врагов, но была отбита, хоть и с потерями. Отличились огненные воины, «выбившие» из лодки жёлтого шамана.
Выяснилось, что скала находится на территории Матак, но те ничего не могут сделать горным жителям; главное – не подходить близко к краю. Отстроены две хижины, и скала медленно, но верно растёт в направлении берега с такими желанными деревьями и каменной головой.
База на побережье уже лишилась половины домов, но приобрела десяток обычных воинов и пока что сдерживала атаки врагов. И тут Дакини начали возносить молитвы голове…
Это важно!
...Которая содержит в себе всё тот же «Армагеддон». Применяемый врагом вскоре после получения. Я пытался оставаться на месте и создавать сильную армию, но враги не позволяли этого сделать своими атаками. Так что мои войска проигрывали каждый общий поединок. Быть может, это удастся сделать вам – выиграть Арагеддон, выстроив город на месте основания?
К счастью, скала подобралась достаточно близко к голове, и шаман смог метать во врага заряды. К несчастью – склоны скалы оказались слишком пологими, и враги ринулись на штурм.
После перезагрузки я повёл дело осторожнее, топя землю справа и слева от скалы, чтобы сделать невозможным доступ противника. Пару раз пришлось отгонять от каменной головы самого шамана Дакини. В конце концов, получилось: отогнал врагов, утопил землю вокруг и занялся обустройством города. Мост, ещё мост – циркулярное плато. Пустота заполнена, стена подошла вплотную к пригороду на побережье.
Все дома разобраны и подняты вверх, туда же убрано святое место. Создаём армию и применяем «Армагеддон».
Можно было отыскать скрывающийся где-то в темноте вулкан, или уменьшить численность врагов; но я предпочёл более короткий путь. Идём дальше!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...