Если по-хорошему, нам надо бы уже подводить итоги четвертого квартала 2013 года – всеми любимые праздничные денечки уже не за горами, декабрь постепенно сходит на нет. Но пока 12-ый месяц не стал достоянием истории, выкладывать этот рейтинг просто-напросто грешно: а вдруг что крутецкое успеет зарелизиться? Так что давайте пока посмотрим, какие хорошие игры подарил нам 3-ий квартал. Таковых, кстати, было немало – сказался традиционно богатый на релизы переходный летне-осенний период. Позиции в рейтинге распределены традиционно: начинаем с неплохих игр (с 15-ого места), заканчиваем хорошими и отличными проектами. Кстати, с итогами второго квартала можно ознакомиться по этой ссылке.
15. The Bureau: XCOM Declassified
Издатель в России: "1С-СофтКлаб".
Дата выхода: 20 августа 2013 года.
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3.
Какие только беды не преследовали шутер от первого лица XCOM, прежде чем он трансформировался в XCOM Declassified – тактический экшен с видом из-за спины, таки допиленный 2K Marin к концу лету 2013 года. Проект несколько раз менял разработчиков, кочуя из студии в студию. Дата релиза постоянно переносилась. Основатель оригинальной серии X-COM Джулиан Голлоп крайне отрицательно отзывался об игре, пророча ей провал. Фанаты-консерваторы плевались, а в сети гуляли всякие слухи, провоцируя бурления виртуальных каловых масс и набеги боевых хомяков на норки друг друга. Затем произошла внезапная смена перспективы и названия, и в итоге мы получили то, что получили – тактический TPS со вкусом крепленого американского виски пятидесятилетней выдержки. Увы, лишь некоторая часть аудитории оценила вкусовой букет и аромат The Bureau, тогда как многие посчитали “напиток” пресным бухлом для реднеков. А зря, ведь игра, несмотря на минусы, получилась неплохой – зрелищной, стильной, с приятным геймплеем и удобоваримой тактической системой. Одноразовое, конечно, но все же удовольствие.
14. ArmA III
Издатель в России: "Бука".
Дата выхода: 12 сентября 2013 года.
Платформы: PC.
Игры серий Operation Flashpoint (до разрыва отношений между Codemasters и Bohemia Interactive Studio) и Armed Assault всегда отличались некоторой нетерпимостью по отношению к новичкам, а те отвечали творению студии BIS взаимностью. Слишком уж сложными казались и OFP, и ArmA, слишком некомфортными, на что студия-разработчик всегда отвечала: “Это симуляторы боевых действий, товарищи, идите к черту” – и товарищи, вздернув носики и пожав плечиками, обиженно шли играть в Call of Duty и Battlefield, где все было просто и понятно. Но то ли бог Тор на своей колеснице пролетел, то ли чешская кукушка постучала в головы руководства BIS, но решили господа славяне пойти наперекор самим себе. ArmA III – это все та же ArmA, что и раньше, все тот же уникальный СБД, но более понятный простому обывателю, для которого игра – это в первую очередь развлечение, а не смысл жизни. Приближение к народу состоялось не за счет перекройки устоявшихся за десятилетие устоев, а благодаря разным мелким изменениям: стало чуть проще управлять сложной техникой, интерфейс приобрел более цивильный вид, перестала отпугивать и возня с оружием. Там, тут, третье и десятое, да еще и графика похорошела, и баги, к которым привыкли старожилы, в большинстве своем куда-то подевались, и AI начал проявлять чудеса сообразительности… Товарищи новички, айда в ArmA III – там появились условия для возникновения новой жизни. Собственно, единственным серьезным минусом проекта на момент релиза было отсутствие одиночной кампании, но и эта проблема была решена уже через два месяца, когда состоялся выход первого сюжетного дополнения.
13. Outlast
Издатель: Red Barrels.
Дата выхода: 4 сентября 2013 года.
Платформы: PC, PlayStation 4 (2014 г.).
Охочий до сенсаций журналюшка Майлз Апшер проникает на территорию психбольницы, о которой ходят всякие нехорошие слухи. Операцию по внедрению в вотчину блаженных людей он проводит, как и любой лишенный чувства самосохранения дурак, в ночное время суток, забыв при этом взять и фонарик, и хоть какое-нибудь оружие. И даже когда он впервые сталкивается с расчлененными трупами, то не бежит прочь с криком: “Мааамаааааа”, а продолжает идти наперекор судьбе и, как водится, огребает по полной. И кто там еще блаженный, это еще надо выяснить. Несмотря на немного глупую завязку, инди-хоррор Outlast, разработанный студией Red Barrels, все же успешно выполняет свою главную миссию – пугать игрока до дрожи в коленках и периодически запускать его внутренний заводик по производству кирпичиков. Помещения больницы практически полностью погружены в сумрак, тут и там бродят агрессивно настроенные аборигены, а у Майлза нет ничего, кроме собственной целеустремленности и ослиной упертости, камеры с функцией ночного видения и блокнота. А вокруг тишина, взятая за основу… Если вам нравятся качественные ужастики, обязательно поиграйте в Outlast – оно того стоит.
12. Divinity: Dragon Commander
Издатель в России: "1С-СофтКлаб".
Дата выхода: 6 августа 2013 года.
Платформы: PC, MAC.
Dragon Commander от Larian Studios – ядреная и очень даже забавная смесь RTS, TBS, TPA, RPG и карточной игры, приправленная Его Высочеством Стимпанком (да-да, мир все тот же – Ривеллон, но действие игры развивается за много веков до событий, описанных в первых частях серии – когда небеса еще бороздили военные корабли, а в наземных сражениях принимали участие самые настоящие роботы). Бельгийцы прекрасно справились со своей задачей – им удалось органично переплести все жанры в рамках одного проекта, тщательно подогнав их один к другому. И хотя разработчикам в первую очередь удалась ролевая составляющая, другие уровни Dragon Commander не выглядят жалкими довесками к RPG-столпу. Пошаговая стратегия – простенькая, но очень милая. Стратегия в реальном времени не может похвастаться геймплейными изысками и наворотами, но радует динамикой сражений. Полеты на газотурбинном драконе – те вообще шикарны, что и понятно – механика управления рептилоидо-воздушными силами была успешно обкатана еще в давнишней Divinity II: Ego Draconis. Но ролевая часть Dragon Commander, проходящая на борту огромного летающего корабля “Ворон”, все же лучшее, что есть в игре: играя за внебрачного сына почившего в бозе императора Ривеллона, мы можем вести дипломатические переговоры и участвовать в подковерных играх, решать проблемы вечно недовольного экипажа, свататься к особам королевских кровей, принимать законы (да хоть о запрете гей-пропаганды) и заниматься кучей других дел и делишек. Скучно не бывает.
11. Mortal Kombat Komplete Edition
Издатель в России: "1С-СофтКлаб".
Дата выхода: 3 июля 2013 года (PC).
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3, PS Vita.
“Какого шайтана тут делает игра 2011 года” – могут воскликнуть многие, но не спешите обвинять автора в ошибке. Komplete Edition есть специальное издание, включающее в себя все вышедшие DLC и многие другие плюшки, и все это богатство теперь доступно PC-геймерам. MKKE ничем не отличается от оригинала – это все тот же прелестный файтинг, благодаря которому угасшая было серия получила новую жизнь. И давайте похлопаем работникам NetherRealm Studios – они действительно молодцы. Заодно можно сказать спасибо и команде High Voltage Software, перенесшей игру на PC-платформу. Жаль только, что получить всю полноту удовольствия от Mortal Kombat могут лишь обладатели более-менее мощных ПК – на слабых системах игра работает не ахти как.
Издатель: Paradox Interactive.
Дата выхода: 13 августа 2013 года.
Платформы: PC, MAC.
Если игры серии Hearts of Iron от Paradox Interactive кажутся вам безумно сложными, просто поиграйте в Europa Universalis, и у вас одна половинка мозга мгновенно залезет на другую, а извилины, познав экстаз, собьются в один тугой комок. Europa Universalis 4 – новая часть безумно трудной франшизы, где мы выступаем в качестве правителей тех или иных государств на карте планеты. Новички плачут кровавыми слезами, а истинные ценители прекрасного восторженно взревывают, и неспроста. Europa Universalis 4, несмотря на общий консервативный настрой разработчиков, все же изменилась по целому ряду параметров: была переработана система управления страной, появились новые ресурсы, подверглись модернизации национальные идеи, устоявшиеся за долгое время торговые схемы были воссозданы практически с нуля. Также похорошела графика, а вместе с ней улучшилась анимация. Правда, ближе к народу игра отнюдь не стала: Europa Universalis 4 – это все та же крайне сложная стратегия: с уймой деталей, ползунков, менюшек и характеристик, способных вскипятить мозжечки даже у самых продвинутых любителей жанра. Но пусть порог вхождения для новичков и остается на крайне высоком уровне, Europa Universalis 4 хуже от этого не становится.
.
9. Brothers: A Tale of Two Sons
Издатель: Starbreeze Studios.
Дата выхода: 7 августа 2013 года.
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3.
Откровенно облажавшись c переосмыслением тактической игрушки от 1993 года под названием Syndicate, шведская студия Starbreeze бросила все силы на разработку адвенчуры Brothers: A Tale of Two Sons, чем немного удивила игровую общественность. В последние годы Starbreeze Studios занималась исключительно шутерами (The Chronicles of Riddick, The Darkness, Syndicate), и вдруг – такой резкий отход от полюбившегося им жанра. Так что Brothers: A Tale of Two Sons – это эксперимент в чистом виде, но эксперимент ОЧЕНЬ удачный. Средний балл в рецензиях – о боже, 9 из 10! И это за сказку? А почему бы, собственно, и нет? A Tale of Two Sons повествует о двух братьях, отправившихся в дальние-предальние края, чтобы найти магическое лекарство для умирающего от неизвестной болезни отца. Им нужно пройти темные пещеры, древние леса, опасные каньоны и высокие заснеженные горы, выполнить кучу головоломок, обзавестись новыми друзьями, а также побить всех недоброжелателей. Вроде ничего такого – сказка как сказка: местами добрая, местами грустная и веселая, но одновременно серьезная, пугающая и даже злая – почти как у братьев Гримм. Разнообразия в игре – выше крыши: ни одного похожего эпизода вы не встретите за все время прохождения. Сама история удивительнейшим образом порабощает внимание, а мытарства братьев вызывают искреннее сочувствие. Очень радует и механика управления – героями приходится управлять одновременно, в результате чего решение даже стандартных головоломок смотрится свежо и оригинально. Мир игры – прелестный, атмосфера вымышленной фэнтезийной вселенной передана просто замечательно. Если вы не играли в A Tale of Two Sons, то пропустили очень многое. Но можно все исправить, так ведь?
8. Sid Meier's Civilization V: Brave New World
Издатель в России: "1С-СофтКлаб".
Дата выхода: 9 июля 2013 года.
Платформы: PC, MAC.
Firaxis Games не умеет делать плохие игры, и аддоны, надо сказать, у студии тоже получаются что надо. Вот взять хотя бы Brave New World – второе большое дополнение к прекрасной пошаговой стратегии Sid Meier's Civilization V, способное похвастаться обширным спектром разноплановых нововведений. Разумеется, были добавлены новые цивилизации: от зулусов до поляков (Poland can into Civilization, lawl) – всего девять наций. Новые здания и юниты – кидаем все в общую копилку. Туда же – два полноценных игровых сценария: Гражданская война в США плюс Завоевание Африки. Изменились правила ведения торговли (появились наземные и морские караваны), была привнесена археология как один из инструментов по достижению культурной победы. И вообще, зачем воевать, если можно тихо-мирно уложить супротивника на лопатки, взрастив гения (писателя, архитектора, ученого) и с помощью его трудов прославить свою державу на весь мир? Или лучше устроить Олимпийские игры и возвеличить нацию уже с этой позиции? Может, не мудрствовать лукаво, а просто возглавить Всемирный конгресс и показать всем ту самую кузькину мать, пусть и в мирном русле дипломатических переговоров и принятия резолюций? Brave New World – замечательный аддон, наполненный массой приятных сердцу новаций, и потому он имеет полное право находиться в данном рейтинге.
7. PayDay 2
Издатель в России: "1С-СофтКлаб" (Xbox 360, PlayStation 4).
Дата выхода: 13 августа 2013 года.
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3.
Тревор, Франклин и Майкл из Grand Theft Auto V – они, конечно, грабители что надо, но до уровня “фантастической четверки” из PayDay все равно не дотягивают. Вот уж кто действительно живет грабежом и разбоем, так это герои, воссозданные студией Overkill Software – прожженные ворюги и заядлые экспроприаторы материальных ценностей. Все они перекочевали из PayDay: The Heist прямиком во вторую часть, попутно прихватив свои знаменитые маски. А мы что, мы радуемся возвращению полюбившихся героев, впрочем, как и появлению нового проекта под брендом PayDay тоже. Как и в The Heist, мы выступаем в качестве одного из “разбойников с большой дороги”: грабим, убиваем, убегаем, отстреливаемся – в общем, ведем жизнь далеко не самого добропорядочного представителя человеческого социума. Но ведем ее в условиях, когда игру действительно можно назвать игрой, а не просто интересным экспериментом. PayDay 2 – это уже не площадка для обкатки идей, не некий прототип, а совершенно готовый продукт, способный похвастаться массой нововведений при всесторонней модернизации старых механик. Игрокам нравится, рецензенты восторгаются, не слишком праведная жизнь романтизируется. Все довольны, кроме Мизулиной и Милонова.
6. FIFA 14/Pro Evolution Soccer 2014
Издатель в России: "1С-СофтКлаб" (PES 14); EA Russia (FIFA 14).
Дата выхода: 20 сентября 2013 года (PES 2014); 24 сентября 2013 года (FIFA 14).
Платформы: все, которые только возможны, в т.ч PS4 и Xbox One (FIFA 14); PC, Xbox 360, PlayStation 3, PSP, 3DS (PES 2014)
Эпичное противостояние FIFA от Electronic Arts и Pro Evolution Soccer от Konami длится уже многие годы, и сколько оно еще будет продолжаться – одному футбольному богу известно. Разве что одна из компаний самоликвидируется вместе со своим проектом, но это уже из области фантастики. Собственно, может оно и к лучшему? Конкуренция всегда способствовала развитию всего и вся в этом мире, и “фИфы” с “Псом” это тоже касается. Правда, в последние несколько лет игры серии FIFA получилась более удачными, нежели soccer-проекты от Konami, но в нынешнем году “Пёс” сделал качественный рывок вперед, сравнявшись с ненавистной “фИфой” по ряду параметров. У FIFA 14 появились функции Real Ball Physics и Pure Shot, а игра под авторством Konami ответила системой TrueBall. FIFA 14 значительно расширилась за счет появления новых лицензированных футболистов, клубов и стадионов, а “Псина” провела качественную углубленную работу над своими чемпионатами. PES 2014 хвастается режимами Master League и Master League Online, FIFA 14 приводит аргумент в виде Ultimate Team. Pro Evolution Soccer 2014 предлагает шикарную графику на PC, Xbox 360 и PS3, а FIFA 14 позволяет ощутить все прелести картинки на консолях восьмого поколения. Настоящий паритет, иначе и не скажешь. В этом году игры от EA и Konami в хорошем смысле слова достойны друг друга, потому автор и поместил их на одну и ту же строчку рейтинга. Ради справедливости.
5. Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist
Издатель в России: "Новый Диск".
Дата выхода: 20 августа 2013 года.
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3, Wii U.
Когда состоялся релиз Splinter Cell: Conviction, поклонники серии на время превратились в обезьянок и стали весело перекидываться какашками. Прогрессивная часть аудитории радовалась изменениями в боевой механике, консерваторы вопили, что из знаменитого стелсового франчайза сделали “тупоголовый шутан с этими вашими перекатами”. И нужно сказать, что последних было гораздо больше. Серию Splinter Cell всегда любили в первую очередь за стелс, который в Conviction оказался чуть ли не на задворках. Поняв, что либералов среди фанатов не так уж и много, разработчики решили… Нет, не возвращаться к истокам, но найти золотую середину и угодить всем геймерам уже в ближайшей игре. И надо сказать, у них это прекрасно получилось. Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist сочетает в себе многие из фишек Conviction, но при этом явно тяготеет к ранним проектам. Да, тут можно убивать в открытом бою и устраивать громкие перестрелки, но настоящее удовольствие получаешь лишь во время скрытного прохождения игры. Как в старые добрые времена. Конечно, до неописуемой божественности Chaos Theory творение Ubisoft изрядно не дотягивает, но в сравнении с Conviction игра смотрится гораздо, гораздо, гораздо лучше. Не триумф, но возвращение утраченных позиций с плюсовым рейтингом.
Издатель в России: "1С-СофтКлаб".
Дата выхода: 3 сентября 2013 года.
Платформы: PC.
Венценосную студию The Creative Assembly можно и нужно критиковать за баги и многочисленные технические и геймплейные недоработки, привнесенные в этот мир вместе с выходом Total War: Rome II. Это по-настоящему серьезный косяк, и ругать разработчиков надо, чтобы в следующий раз они были умнее и не спешили с релизом проекта, достойного носить статус “сырой бета-версии с заявкой на победу”. Но все проблемы, какими бы они ни были, в любом случае будут ликвидированы, и Total War: Rome II таки превратится в прекрасного лебедя, пусть и изрядно попортив себе карму в личине гадкого утенка. Именно понимание того, какой замечательной получится игра, когда она наконец-то избавится от всех проблем, и не позволяет опустить ее на более низкие позиции в рейтинге. Уже сейчас Total War: Rome II выглядит гораздо лучше, чем несколько месяцев назад, и с каждым новым патчем ситуация только улучшается. Еще немного, и из предложения “Rome II – глубокая, масштабная, красивая и увлекательная, но крайне забагованная и хреново оптимизированная стратегия с кучей геймплейных шероховатостей” можно будет спокойно вырезать всю негативную часть. Ждать осталось недолго, будьте уверены.
Издатель в России: "Бука".
Дата выхода: 20 августа 2013 года.
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3.
До поры до времени Saints Row постоянно сравнивали с серией Grand Theft Auto, называя проект Volition, Inc “младшим и более упоротым братом GTA”. Да, определенные сходства прослеживались и прослеживаются до сих пор, но все же идеи у франшиз абсолютно разные. Компания Rockstar делает свои игры с серьезной миной на лице, тогда как Volition, Inc создает каждую часть Saints Row с выпученными глазами, перекошенным ртом и сумасшедшей гримасой в целом. И в Saints Row IV разработчики пошли еще дальше, убрав из своего детища даже те жалкие крохи серьезности, которые еще оставались в Saints Row: The Third. Мир атаковали инопланетяне, банду “Святых”, которая даже уже и не банда, а правительство США (заметьте, какой забавный глум от разработчиков), запихнули в виртуальную версию Стилпорта, где и боевые роботы шастают, и пришельцы расхаживают, и люди аки Супермены летают. Творящееся в Saints Row IV безумие трудно описать словами – в это нужно просто поиграть. Не знаю, что употребляли создатели четвертой части, но эти вещества помогли им разработать замечательный во всех смыслах проект – пусть и вдвойне упоротый, но увлекательный, адреналиновый и очень даже смешной.
2. DotA 2
Издатель: Valve Corporation.
Дата выхода: 9 июля 2013 года.
Платформы: PC, MAC.
Не стоит удивляться, что эта замечательная MOBA-игра присутствует в списке. Специально для тех, кто и носа из танка не кажет – в июле 2013 года состоялся официальный релиз DotA 2. И вряд ли кто поспорит с тем, что проект достоин находиться в рейтинге, причем не на последних местах – это же DotA 2, чьйорт побьери, это же всемирная гроза школоты и бич их родителей. Конечно, изобилие ребятни на серверах – это совсем не показатель качества, но в DotA 2 играют все, кому нравятся подобного рода “соревновалки”, а это отнюдь три с половиной “игрокопа” (передачка, кстати, говно), а сотни тысяч, миллионы людей. Сумасшедшие противостояния, бешенный накал страстей, десятки сбалансированных героев, мириады заклинаний, хорошо знакомый и любимый всеми со времен DotA игровой процесс – вот что предлагает Defence of the Ancients 2 – уникальная игра, где раки, пусть и не совсем мирно, но все же уживаются с нубами, бедными мамками и ногебаторами. Интернационал, конечно, но без толерантности. Может, в этом и кроется главная причина успеха DotA 2?
Издатель в России: "1С-СофтКлаб".
Дата выхода: 17 сентября 2013 года.
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3.
И спорить тут бесполезно. Grand Theft Auto V – лучшая игра третьего квартала и, вполне возможно, всего 2013 года. Компания Rockstar предложила аудитории проект высочайшего уровня качества: с огромным открытым миром, массой интересных занятий, чарующим изобилием техники, а также замечательной сюжетной линией, которую буквально “делает” троица достопочтимых бандитов в лице благородного Франклина, вспыльчивого Майкла и сумасшедшего Тревора. В своей игре разработчики реализовали массу успешных и во многом инновационных идей без перекройки базовых принципов GTA, чем угодили как консервативно настроенным геймерам, так и поклонникам движения “Вперед и с песней”. В Grand Theft Auto V, и это удивительно, практически отсутствуют минусы, а если таковые и есть, то они находятся где-то там, на самом дне камеры эталонов, погребенные под тонной не поддающихся сомнению плюсов. Игра идеальная практически со всех сторон, и так считает не только автор данного рейтинга, но и вся прогрессивная общественность. Если вам не нравится Grand Theft Auto V, то знайте, вы… Вы уникум.
Europa Universalis 4 | 7.6% |
| ||
DotA 2 | 13.6% |
| ||
Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist | 10.6% |
| ||
Sid Meier's Civilization V: Brave New World | 6.1% |
| ||
Saints Row IV | 7.6% |
| ||
Mortal Kombat Komplete Edition | 9.1% |
| ||
Total War: Rome II | 10.6% |
| ||
FIFA 14 | 3.0% |
| ||
Divinity: Dragon Commander | 0.0% |
| ||
PayDay 2 | 9.1% |
| ||
Brothers: A Tale of Two Sons | 6.1% |
| ||
Pro Evolution Soccer 2014 | 0.0% |
| ||
ArmA III | 6.1% |
| ||
Outlast | 4.5% |
| ||
The Bureau: XCOM Declassified | 6.1% |
|